Приглашаем 07 июня 2024 г. на пешеходную экскурсию по выставке «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»

В Хлебном доме усадьбы Царицыно открыта выставка
об истории промышленного стеклоделия в России,
его развитии и бурном росте в ХХ веке.
В экспозиции – более 200 предметов, многие из которых
впервые покидают фондохранилище…

У стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едва получив развитие, разрушалось. Археологические находки подтверждают, что стекольное дело в Москве существовало уже в X–XII веках; есть свидетельства, что в те времена уже использовалось оконное стекло. Однако монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла.

В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича шведом Елисеем Койетом было создано «скляничное дело» для нужд Аптекарского приказа. В 1668 году появился казенный завод в Измайлове, который обслуживал нужды царского двора, выпуская высокохудожественные изделия, и в 1751-м уже стал полноценным производством. До революционных событий 1917 года стеклоделие в России развивалось своим чередом. Продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны была доступна немногим. Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свела на нет все эти успехи.

После Революции было создано управление стекольной промышленности «Главстекло», велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной – всё это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Потом случился распад СССР, кризисы 1990- и 2000-х, которые большинство производств художественного стекла просто не смогли пережить. Сейчас в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод – Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова.

На примере развития искусства гранения и гравировки выставка «На грани» рассказывает о становлении отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до сего дня.

Каждый зал «На грани» – это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке – работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ. Например, блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти сорок лет и создавшего там почти три сотни эталонных изделий, и композицию «Песня о первом» Юрия Бякова, созданную на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня – например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. Здесь можно увидеть композицию из цветного хрусталя «Колоннада» Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу «Лось» Антонины Абрамовой, выполненную на Хрустальном заводе им. Ф. Дзержинского в городе Борисов в Беларуси. В этом же разделе – произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.

Фото взяты с сайта https://tsaritsyno-museum.ru/

Стоимость 720 руб.             Время встречи: в 10-00

Место сбора: м. Орехово, центр зала

Бронирование и информация по телефону 8 (495) 660-73-31

Объекты осмотра: экскурсия по выставке «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» в Хлебном доме усадьбы Царицыно

Продолжительность пешеходной экскурсии - 1 час

Вам также может понравиться:

Забронировать экскурсию: